Главная | Земельные вопросы | Правовые основы ликвидации предприятий

6.3. Понятие, виды и порядок ликвидации юридических лиц

В настоящий период в России идет интенсивный процесс создания коммерческих юридических лиц, однако существует необходимость и в ликвидации таких организаций по различным основаниям. Важность вопроса ликвидации юридических лиц определяется серьезными правовыми последствиями, которые наступают при прекращении юридического лица, ибо при ликвидации организации исчезает субъект права.

Изучение действующего законодательства о ликвидации коммерческих организаций и практики его применения арбитражными судами показывает, что решение основополагающих вопросов ликвидации организаций обладает несомненной актуальностью. Пробелы в законодательстве, регулирующем ликвидацию коммерческих организаций, во многом являются причиной недостатков в работе органов лиц , участвующих в ликвидации организации. В процессе осуществления ликвидации организации нередко возникают вопросы, в решении которых нет единства в практике.

Гражданский кодекс Российской Федерации далее - ГК РФ, Кодекс , посвящая вопросам ликвидации организаций пять статей и несколько статей применительно к ликвидации хозяйственных товариществ и обществ, закрепляет только общие положения, относящиеся к исследуемой проблеме. Нормы статей Кодекса не содержат детального регулирования отношений при ликвидации коммерческих организаций. Имеются существенные расхождения во мнениях по поводу самого понятия ликвидации коммерческих организаций. Различные суждения высказываются в литературе о последствиях ликвидации организаций, спорным остается вопрос о критериях разграничения двух видов прекращения коммерческих организации - ликвидации и реорганизации юридических лиц.

В настоящее время они ликвидируются в судебном порядке через упрощенную процедуру банкротства, которая, однако, является, сложной и дорогой процедурой не только для участников организаций, но и государства. Поэтому возникает задача установления для организаций, реально не осуществляющих свою деятельность и отсутствующих по месту своей государственной регистрации, специального порядка их ликвидации и исключения их из государственного реестра юридических лиц, а также недопущения создания таких организаций. Вопрос о ликвидации организаций приобрел особую важность также в связи изменениями, внесенными в действующее гражданское законодательство о ликвидации юридических лиц.

Названный Закон устанавливает правовое регулирование ликвидации коммерческих организаций.

может правовые основы ликвидации предприятий изменился: каменная

Некоторые федеральные законы, нормируя отдельные положения, относящиеся к ликвидации коммерческих организаций, устанавливают дополнительные, не предусмотренные Кодексом обязанности для участников ликвидационного процесса. Так, например, в п. В то же время Кодекс, регулируя вопросы составления и утверждения промежуточного ликвидационного баланса в п.

Актуальность работы обусловлена также необходимостью теоретического обоснования правопреемства, как отличительного признака одного из видов прекращения коммерческих организаций: Сказанное определяет необходимость и важность всесторонней теоретической разработки ряда проблем, имеющих значение для дальнейшего развития законодательства о ликвидации коммерческих организаций и для улучшения практики применения закона. Отмеченные положения определили цель и задачи научного исследования.

Похожие главы из других книг

Целью исследования автор поставил изучение вопроса о ликвидации коммерческих организаций и правовое регулирование данного вопроса. В ходе исследования ставятся следующие задачи: Исследовать особенности правопреемства и проанализировать его природу, поскольку отсутствие правопреемства является существенным признаком ликвидации организаций. Исследовать процесс ликвидации коммерческих организаций как один из способов прекращения юридических лиц, выявить отличительные признаки ликвидации организаций от их реорганизации.

Проанализировать порядок ликвидации и отношения, возникающие между участниками ликвидационного процесса коммерческих организаций, а также определить возможность установления в законодательстве гарантий прав кредиторов при ликвидации коммерческих организаций. Проанализировать результаты изменения законодательства о ликвидации коммерческих организаций и отечественную практику его применения. Сформулировать предложения по изменению содержания отдельных положений ГК РФ и других федеральных законов о ликвидации коммерческих организаций, а также рекомендации по совершенствованию судебно-арбитражной практики применения соответствующих норм и меры по повышению эффективности процесса ликвидации коммерческих организаций.

В работе исследуется проблема ликвидации коммерческих организаций. Необходимо отметить, что в зависимости от организационно-правовой формы коммерческой организации, различен и процесс осуществления их ликвидации. Объектом исследования являются российские нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы ликвидации коммерческих организаций, судебная практика применения указанных нормативных актов арбитражными судами Российской Федерации и исследования ученых-юристов в области гражданского и коммерческого права. Правовые основы ликвидации юридических лиц установлены в ГК РФ, регламентирующем в ст.

Нормы ГК РФ конкретизируются в законах, посвященных отдельным видам юридических лиц: Федеральном законе от 8 февраля г. N ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральном законе от 26 декабря г. N ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральном законе от 8 мая г.

N ФЗ "О производственных кооперативах", в редакции от Коммерческое предприятие может быть ликвидировано в следующих случаях: Учредители участники предприятия или орган, которые приняли решение о ликвидации предприятия, письменно сообщают об этом органу, проводящему государственную регистрацию юридических лиц, назначают по согласованию с данным органом ликвидационную комиссию и в соответствии с требованиями ГК РФ определяют порядок и сроки ликвидации предприятия. Добровольная ликвидация юридического лица проводится по решению его учредителей участников , либо по решению органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами.

Порядок добровольной ликвидации юридического лица: Принятие решения о ликвидации юридического лица: Для принятия решения о добровольной ликвидации юридического лица необходимо рассчитать стоимость его чистых активов, что позволит оценить финансовое положение организации. Величина чистых активов - это сумма оценки имущества организации после уплаты всех долгов. Проведение общего собрания акционеров участников организации: Общее собрания акционеров участников должно проголосовать по следующим вопросам: Уведомление о ликвидации юридического лица регистрирующего налогового органа для внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что организация находится в процессе ликвидации;.

Назначение ликвидационной комиссии ликвидатора , установление порядка и сроков ликвидации юридического лица;. Уведомление регистрирующего налогового органа о формировании ликвидационной комиссии назначении ликвидатора ;. Публикация сообщения о ликвидации юридического лица, о порядке и сроках приема заявлений кредиторов;. Выявление и сверка расчетов с кредиторами: Необходимо провести сверку расчетов с каждым кредитором и направить им письма с указанием, что организация находится в состоянии ликвидации.

Проведение аудита и инвентаризации активов, обязательств ликвидируемого юридического лица: Аудиторы в соответствии с действующим законодательством обязаны принять участие в инвентаризации. В ходе инвентаризации активов следует оценить их ликвидность. Составление промежуточного ликвидационного баланса: Желательно, чтобы достоверность промежуточного ликвидационного баланса ликвидируемого юридического лица, который будет утверждаться общим собранием акционеров участников общества, была подтверждена результатами проведенной на дату составления баланса инвентаризации и аудиторским заключением.

Утверждение промежуточного ликвидационного баланса общим собранием акционеров участников организации;. Предоставление в регистрирующий налоговый орган утвержденного промежуточного ликвидационного баланса вместе с уведомлением о его составлении;. Удовлетворение законных требований кредиторов: Удовлетворение требований кредиторов возможно только за счет денежных средств и имущества, являющихся собственностью ликвидируемого юридического лица.

Следовательно, дальнейшие действия ликвидатора зависят от того, хватит ли денежных средств и имущества для удовлетворения всех требований кредиторов. Ликвидатор осуществляет продажу имущества предприятия с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений, и выплачивает денежные средства кредиторам.

Распределение оставшихся после удовлетворения требований кредиторов денежных средств и имущества юридического лица между акционерами участниками , имеющими на него вещные или обязательственные права. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Представленный материал отражает общий порядок ликвидации юридического лица.

Следует иметь в виду, что в зависимости от организационно-правовой формы, порядок ликвидации юридического лица будет иметь свои особенности. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения лицензии , либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией объединением , благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

В качестве примеров указанных случаев можно привести ликвидацию полного товарищества, в котором остался единственный участник ст. Поскольку основания ликвидации юридических лиц по решению суда могут устанавливаться только ГК РФ, иные законодательные акты могут содержать лишь положения, конкретизирующие указанные основания. К числу таких актов могут быть отнесены Федеральный закон от 9 июля г. N ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников народных предприятий " в редакции от N ФЗ "О рынке ценных бумаг" в редакции от N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" в редакции от При этом все основания принудительной ликвидации юридических лиц могут быть разделены на: Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п.

Закон о государственной регистрации юридических лиц в ст. К числу неустранимых нарушений, допущенных при создании юридического лица, относится, например, отсутствие волеизъявления учредителя на создание юридического лица, зарегистрированного в результате фальсификации документов о его учреждении. Налоговые органы также вправе предъявлять иски о ликвидации организаций в соответствии с подп.

Удивительно, но факт! Учредители участники юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

К числу иных органов, уполномоченных законом на обращение в суд с требованием о ликвидации, относятся Банк России, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по финансовым рынкам, органы, осуществляющие противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, а также органы прокуратуры, выступающие в защиту государственных и общественных интересов. Необходимо отметить, что в некоторых случаях закон предоставляет право на обращение в суд с требованием о ликвидации лицам, не относящимся к государственным органам или органам местного самоуправления.

Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации, перечислены в ст. Учредители участники юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию ликвидатора и устанавливают порядок и сроки ликвидации. Порядок принятия решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии ликвидатора может различаться в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица.

Так, Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" устанавливает, что решение по вопросу о ликвидации общества принимается всеми участниками общества единогласно, а решения по вопросам назначения ликвидационной комиссии и утверждения ликвидационных балансов принимаются большинством голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия таких решений не предусмотрена уставом общества.

Федеральный закон "Об акционерных обществах" указывает, что решение по вопросам ликвидации общества, назначения ликвидационной комиссии и утверждения промежуточного и окончательного ликвидационного балансов принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. В состав ликвидационной комиссии, как правило, входят учредители, их представители, руководитель, главный бухгалтер, руководитель юридической службы ликвидируемой организации. Возглавляет ликвидационную комиссию ее руководитель, который вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции.

Учредители участники юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Данная обязанность конкретизируется в ст. Лиц и ИП, в соответствии с которой соответствующее уведомление подается в трехдневный срок в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о его ликвидации.

Регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также уведомляет об этом органы статистики и внебюджетные государственные фонды. С этого момента не допускает допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

6.3. Понятие, виды и порядок ликвидации юридических лиц

В указанных случаях регистрирующий орган отказывает в государственной регистрации юридического лица или изменений в учредительные документы ликвидируемого юридического лица на основании п. После принятия решения о ликвидации организации, а также уведомления регистрирующего органа, учредители организации по согласованию с тем же регистрирующим органом назначают ликвидационную комиссию ликвидатора. Ликвидационная комиссия устанавливает порядок и срок ликвидации организации.

Состав ликвидационной комиссии утверждается руководителем органа, который принял соответствующее решение о ликвидации юридического лица. В состав комиссии могут быть включены: Как правило, в состав ликвидационной комиссии включают главного бухгалтера, кадровиков, юристов и финансистов.


Читайте также:

  • Понятие сформированный земельный участок
  • Как составить запрос в организацию о подтверждении стажа
  • Перевод участка ижс в собственность
  • Оформление квартиры на несовершеннолетних